«Ты уже никто»
За спиной Строгого — построенный им элеватор, где сейчас хранится около семи тысяч тонн зерна. У ворот предприятия — поле боя с разбитыми легковыми автомобилями. Это брошенные машины тех, кто четыре дня блокировал предприятие.
«Чистой воды рейдерство. По схеме, которая разработана рейдерами-бандюками из окружения наших правителей. Они уже «отрейдерили» по Украине много предприятий. В ЕРДР их милиция вносит как «Хулиганство», «Мошенничество», их вроде бы не видно. Но «поотжимали» уже в Харьковской области 12-15 сельхозпредприятий», — говорит Александр Строгий.
— Кто «поотжимал»?
— Уголовный, преступный мир.— Вы говорите, под «правителями». Кто именно, предполагаете?
— Предполагаю, знаю. На камеру говорить нельзя, и так угрозы пошли с позавчерашнего дня — прилюдно прикончить.
В подтверждение прав на элеватор, «чужие» показали работникам предприятия выписку из госреестра. Фамилии Строгого в учредителях уже не было. Новым владельцем значилась неизвестная Елена Маруняк из оккупированной Горловки.
«7 сентября в 23.30 государственным регистратором Солоницевского поселкового совета Харьковской области были внесены изменения в реестр, изменён собственник, без каких-либо оснований, — говорит Виктор Проскурнин, заместитель директора госпредприятия «Благодатное», которое хранит на элеваторе зерно. — Фермерское хозяйство вчера уже перерегистрировано на другое. Собственник пока Маруняк, а директор уже новый».
Представители новых владельцев, по словам участников событий, разговаривали мало. Выйти на них журналистам не удалось.
«Они мне сказали: «Вы работник этого предприятия? В таком случае вы работник нового собственника». Я попытался задать вопросы, мне сказали — это не твоё дело. Они ничего не позволили сказать. Они позволили находиться на предприятии до конца субботы и дали возможность забрать личные вещи, больше на элеватор никого не пускали», — говорит Проскурнин.
Пока полиция наблюдала за развитием событий, на стороне предприятия выступили «Национальный корпус» и представители областного Союза участников АТО. Фермер попросил их защитить и не допустить вывоза зерна с предприятия.
«Правоохранительным органам стоит задача сверху — не вмешиваться наблюдать, — возмущается Строгий. — Приходят неизвестные, говорят, вот есть новый владелец, а ты тут уже никто. То, что ты тут положил свою жизнь и твои дети положили, ты никто!».
Пострадавшие, задержанные и «господин Ширяев»
Кульминацией конфликта стала стрельба 11 сентября. К группе неизвестных, которые блокировали предприятие изнутри, подключилась вооружённая группа в балаклавах снаружи. Представители «Нацкорпуса» и работники предприятия, ставшие на защиту элеватора, попали под пули.
Когда противостояние обострилось настолько, вмешались КОРД и Нацгвардия. В ночь на 12 сентября глава Нацполиции Сергей Князев сообщил о пятидесяти задержанных. Утром полиция уточнила данные: задержаны 22, ранены семеро, в том числе полицейский.
Усиление сняли примерно к 11.30. В это время по дороге в Змиёв мы встретили бронированные машины силовиков, автозаки и автобусы ПАЗ, двигающиеся в сторону Харькова.
К вечеру 12 сентября прокуратура сообщила, что 22 человека получили подозрения по статье «Хулиганство» (ч. 4 ст. 296 УК). Открыты ещё три уголовных производства — по ч. 1 ст. 358 (подделка и использование документов, печатей и штамов) и ст. 206-2 (противоправное завладение имуществом предприятия).
Среди тех, кем интересуется полиция — Олег Ширяев, бывший командир роты спецназначения «Схидный Корпус», экс-лидер одноимённой общественной организации, бывший соратник «Азова» и «Нацкорпуса», а до недавнего времени ещё и советник председателя ХОГА.
«Думаю, Национальная полиция сегодня задержит и предъявит подозрения одному из руководителей этой структуры в прошлом, достаточно известному человеку, который руководил ротой Национальной полиции «Схидный корпус», господину Ширяеву», — заявил глава МВД Арсен Аваков.
По состоянию на вечер 12 сентября статус Ширяева не изменился. Не ясна пока и его роль в том, что произошло.
Алексей Кусов, назвавшийся представителем Ширяева, подтвердил, что последний был в Занках — но «как гражданский активист».
«В субботу и в воскресенье Олег Ширяев присутствовал недалеко от элеватора, хотя и не принимал никакого участия, ни с одной, ни с другой стороны. И в переговоры с гражданином Строгим не вступал... Ему сообщили о том, что что-то происходит, и он приехал посмотреть с позиции общественной безопасности, являясь много лет гражданским активистом. Все люди, которые с одной или другой стороны были связаны в прошлой жизни так или иначе с Олегом, находились там по собственному желанию. И никакого отношения к организации этих людей с одной или с другой стороны Олег не имеет», — сказал Кусов.
ГП «Благодатное»
Пока Строгий-старший описывал события на элеваторе, в двадцати километрах от Занок, в полях госпредприятия «Благодатное», которым руководит его сын, неизвестные собирали урожай.
Имя Дениса Строгого уже звучало в прессе. Его назначение руководителем госпредприятия в 2015 году сопровождалось скандалом. Предыдущий директор оспаривал назначение в суде. В 2016 году на полях «Благодатного» уже появлялись люди в камуфляже. Замдиректора ГП Виктор Проскурнин уверяет, что все судебные споры улажены и то, что происходит сейчас — беспредел.
«Неизвестные убрали порядка 700 тонн семечки, по сегодняшним ценам за последние три дня бюджету нанесён ущерб порядка 7 млн грн. Наряд полиции выезжал неоднократно. Есть несколько заявлений моих, есть пояснения. Зарегистрировано или нет уголовное производство, не знаю. Но полиция приезжает, ничего с этим сделать не может, только фиксируют факт нахождения неизвестных лиц, — утверждает Проскурнин. — Знают об этом «урядова линия», Министерство аграрной политики, область, областной антирейдерский штаб. Райотдел я просто замучил, я им звоню по три раза на день».
Люди в балаклавах действуют на основании «договоров на совместную обработку земельных участков», продолжает замдиректора ГП «Благодатное». Эти документы Проскурнин называет поддельными.
«Якобы подписан мной договор как заместителем директора в начале этого года на совместную обработку земельных участков государственного предприятия. Даже руководитель предприятия, не только я, не имеют права подписывать подобного рода договоры. Потому что это только с разрешения Кабмина, имущество, земля принадлежит государству. Таких было два договора. Мы их решениями высших хозяйственных судов ликвидировали», — добавляет Проскурнин.
В полях
Тем временем в полях Благодатного дежурят члены областного Союза участников АТО. Они не советуют приближаться к участкам, где под контролем неизвестных ведутся работы, и говорят, что сами периодически ходят в разведку.
«На первой базе рейдеров, где палатка, мы обнаружили чехлы от помповиков. Есть люди, но оружия при них нет, но мы понимаем, что где-то оружие находится. Сейчас разведка доложила около 200 человек находятся на поле фермера, где косят подсолнечник, фактически они проявляют агрессию», — говорит член Союза, адвокат Виктор Волчелюк.
Крепкие молодые люди у палатки, слившиеся с группой участников АТО, общаться не захотели и запретили съёмку. В таких условиях уже трудно разобрать, кто на чьей стороне.
«Уберечь предприятие»
Уже после «перерегистрации», но до стрельбы, Александр Строгий решил немного отойти в сторону. По своей инициативе передал право собственности всех зданий на территории элеватора человеку из своего окружения — Андрею Колеснику. Его представляет адвокат Андрей Шинкарчук.
«Почему это произошло? Скорее всего, по моему мнению, чтобы уберечь предприятие Строгого от дальнейшего расхищения путём вот этих незаконных действий, которые были проведены. Ему (Андрею Колеснику) передали весь комплекс элеватора, все объекты недвижимости на этой территории. Чтобы не только уберечь имущество, но и уберечь, имущество третьих лиц, которое там находится. Элеватор — всего лишь хранитель имущества. Получается, в результате этих действий может пострадать имущество третьих лиц. Моя задача — работать с правоохранительными органами, которые в рамках производства будут проводить следственные действия», — объясняет Шинкарчук.
12 сентября возле предприятия ещё работали следователи, а территорию элеватора осматривали взрывотехники.
После того, как следственные действия завершат, в фермерском хозяйстве проверят, всё ли зерно в сохранности.
Руководство полиции в свою очередь обещает изучить действия подчинённых на месте столкновения.
«Работники райотдела были недостаточно экипированы, возможно, не имели достаточно опыта, как общаться с лицами в балаклавах с оружием. Мы направили инспекцию по личному составу, она определит, какие есть нарушения, кто не сработал, будет принято решение», — заявил начальник Главного управления Национальной полиции в Харьковской области Олег Бех и в унисон со Строгим поблагодарил «активистов».
Антирейдерский штаб
Ситуацию с рейдерскими проявлениями в регионе обсудили на заседании Антирейдерского штаба при ХОГА.
«Такая резкая, кричащая ситуация с нарушениями общественного порядка только на предприятии Строгого. Есть сложные вопросы по предприятию в Сахновщинском районе, там идёт определённая процедура, — говорит глава штаба, первый заместитель главы ХОГА Марк Беккер. — Есть принятые механизмы (работы антирейдерского штаба). Принимается заявление, рассматривается. Если есть признаки рейдерского захвата, а они были видны, очевидны, то мы прикладываем свой протокол и направляем этот протокол, с документами, которые мы принимаем дополнительно, в соответствующие органы, прокуратуру, полицию. Это ставится на контроль и рассматривается».
Как исчезла фамилия Строгого
Представители фермерского предприятия Строгого и адвокат Андрей Шинкарчук склоняются к версии, что незаконные действия совершил государственный регистратор.
Начальник Главного управления юстиции в Харьковской области Татьяна Егорова уточняет последовательность действий: изменения в госреестр по предприятию Строгого внесли на основании заверенных нотариусом документов. Подлинность этих документов теперь под вопросом.
«Государственная регистрация совершена государственным регистратором коммунального предприятия. У нас нет монополии на регистрацию. И государственную регистрацию могут проводить все государственные регистраторы, которые имеют на это полномочия. Единственное, что огорчает, вчера на антирейдерском штабе мы озвучили, что регистрация произошла в соответствии с нотариально заверенными документами. То есть были поданы документы относительно продажи корпоративных прав от собственника, договор купли-продажи, в реестре эти документы уже есть. И, к сожалению, выходит так, что документы сначала были заверены нотариально, после этого они уже поступили к государственному регистратору», — говорит Егорова.
«Я думаю, будет следствие допрашивать всех участников этого процесса, нотариуса. Потому что, конечно, при продаже корпоративных прав собственник должен был присутствовать. Нотариус должна была проверить документы, что это он. Что касается именно государственной регистрации, которую провёл госрегистратор по изменению руководителя, уже на комиссии Министерства юстиции будет принято законное решение, правильно или неправильно была совершена госрегистрация», — говорит начальник управления.
Следствию предстоит провести экспертизу документов.
«Если в рамках уголовного производства оперативно проведут экспертизы и признают, что было проведено с нарушениями, то, конечно, вернут руководителя, который был до пятницы», — объясняет Егорова.
Каким бывает рейдерство
Существуют два вида рейдерских атак, разъясняет юрист Алексей Харитонов. Первая, как в случае с фермерским хозяйством Строгого, связана с изменением состава учредителей предприятия.
«Что приводит к этому? Моё мнение: незаконные действия нотариуса. Нотариус обязан чётко проверить перечень документов, на основании которых вносят изменения. Одним из таких документов является акт приёма-передачи доли, например, по договору купли-продажи. В этом акте приёма-передачи подписи участников должны быть нотариально заверены, то есть должны проверить волеизъявление участников. Очень часто нотариусы опускают этот вопрос. Не проверяют подписи и злоупотребляют таким правом. Эта ситуация возникает в связи с неправомерными действиями нотариуса. Подобные случаи должны чётко расследоваться дисциплинарной комиссией, должны приводит к приостановлению действия нотариального свидетельства, привлечению к ответственности», — подчёркивает Харитонов.
Во втором случае рейдеры хотят присвоить урожай.
«Подписываются документы о сборе будущего урожая, либо договор залога будущего урожая и на основании решения суда об обращении взыскания на урожай либо будущий урожай загоняется техника и в течение одной ночи убирается несколько полей, а потом в течение одного дня продаётся это зерно», — говорит Харитонов.
Как действовать фермерам
Юрист Елена Ершова указывает также и на ошибки руководителей фермерских предприятий.
«К сожалению, наши аграрии не всегда люди образованные в части законодательства, не всегда способны вовремя защитить свои права. У нас принято на «авось», «мы же много лет работали». Речь идёт, например, о неправильном ведении уставных документов, ненадлежащим образом оформленных договорных отношениях, кто-то не проследил... Эта тема непростая, каждый вопрос нужно рассматривать отдельно», — отмечает Ершова.
«Что касается действий регистратора, к сожалению, у регистратора нет полномочий проверять достоверность всех документов, которые им предоставляются. Им предоставляется договор, который подписан двумя сторонами, и регистратор, если у него есть полный перечень документов, даже если он добросовестный, он не всегда в состоянии определить, что документы — фальшивые, назовём это так», — добавляет она.
Юристы советуют аграриям тщательно изучать документы.
«Смотреть документы, которые подписываете, проверять юридическую чистоту различных договоров — купли-продажи, договоров залога, мониторить реестр судебных решений, например, на период, когда у вас созревает урожай, обязательно иметь телефоны адвокатов, местной полиции и неплохо было бы иметь охранную структуру, которая сможет препятствовать незаконным действиям», — говорит Алексей Харитонов.
После попытки захвата на фермерском предприятии в Занках думают заключить договор с Госохраной. Пока полагаются на помощь «Нацкорпуса» и участников АТО.
«Чувствую себя бодро, появился стимул», — говорит Строгий.