Самый животрепещущий вопрос для харьковчан - кто же заказчик циничного налета на фермерское хозяйство. У Олега Ширяева по кличке «Шклец» нет под рукой полусотни бойцов. А значит, ему кто-то прислал своих, дабы усилить группу захватчиков. Не тот ли это заказчик, ради которого так старались рейдеры?
Перестрелка в селе Занки Змиевского района еще запомнится надолго. Как участникам и очевидцам тех событий, так и многим харьковчанам.
Фермеры будут внимательно наблюдать за сообщениями о ходе следствия и суда, понимая, что завтра в такой же ситуации может оказаться любой из них. Активисты Национального корпуса — поскольку это в них стреляли, нескольких из них ранили. Ну и выборы, которые уже на носу — история громкая, на слуху, вполне может служить поводом и аргументом для кандидатов, пока к она будет интересна многим избирателям. Но самый животрепещущий вопрос сегодня — кто же заказчик налета на фермерское хозяйство.
11 сентября в селе Занки группа вооруженных людей, одетых в камуфляжные костюмы и балаклавы захватила элеватор с зерном и пыталась вывезти урожай. На недоуменные вопросы сотрудников фермерского хозяйства Строгого Александра Федоровича незнакомцы размахивали документами — как оказалось позже, поддельными — и утверждали, что их нанял новый владелец предприятия. Когда люди попытались остановить вывоз урожая, захватчики стали стрелять.
Люди обратились за помощью к активистам Национального корпуса и те приехали на место. Туда же прибыли полицейские, но вмешиваться не стали. Заявили, мол, у них нет оружия, а у рейдеров есть, поэтому под пули не полезут. Разве что заместитель начальника райотдела попытался было урегулировать ситуацию, но был избит рейдерами, которые заодно отобрали у него пистолет. Так об этом рассказывают очевидцы. Реально в защиту селян выступили только активисты. В итоге семеро из них были ранены, но нападавших удалось удержать. Позже, когда история получила огласку, на место прибыли полицейские переговорщики и спецназ КОРД, которые задержали часть нападавших.
Впрочем, задержание поначалу было подвергнуто критике как активистов, так и селян — они утверждают, что полицейские часть задержанных быстро отпустили. От такого у людей складывалось мнение, что полиция неспособна поддержать порядок и законность. Некоторые открыто говорили о сговоре правоохранителей с рейдерами.
В итоге полицейские задержали часть нападавших — 22 человека, изъяли оружие, спецсредства и бронежилеты. Также в следственное управление был доставлен Олег Ширяев, который, по общему мнению присутствовавших возле элеватора и селян, и активистов нацкорпуса, руководил захватом элеватора.
12 сентября активисты Национального корпуса пришли под управление полиции с требованиями обеспечить законность и объективность следствия. К ним вышел начальник управления Олег Бех и начальник следственного управления Сергей Чиж. Они рассказали о количестве задержанных, о том, что у них было изъято. Естественно, пообещали разбираться объективно и непредвзято. На вопрос, зарегистрировано ли изъятое оружие, ответили утвердительно. И как-то не очень уверенно сказали, что оружие у рейдеров — наградное. Пообещали периодически отчитываться перед общественностью о ходе расследования, пожелали здоровья и успехов. На том встреча закончилась.
В том, что личности рейдеров будут установлены быстро, сомневаться не приходится. Но и в том, что Олег Ширяев, накануне задержания утверждавший, что духу его не было на элеваторе, далеко не самый главный персонаж в этой истории, сомневаться также не приходится. Иными словами, самый животрепещущий вопрос сейчас — кто же заказчик захвата. Тем более, что руководитель фермерского хозяйства Строгого Александра Федоровича — сам Александр Строгий — утверждает, что изменения в документах его предприятия сделаны без его ведома.
В день перестрелки выяснилось, что с 7 сентября единственным учредителем и руководителем фермерского хозяйства была записана некая Маруняк Елена Станиславовна, жительница оккупированной Горловки. Это сразу же породило предположения о связи захватчиков с ДНР и Россией. Действительно, сложно себе представить, как беженка оттуда, едва обосновавшись на мирной территории, будет распространять здесь порядки, от которых она бежала. Хотя еще сложнее вообразить, что агент ДНР приехала сюда и в одиночку организовала захват элеватора и изготовление фальшивых документов безо всякой сторонней помощи.
Но уже 12 сентября в документах предприятия появились новые изменения. Теперь учредителем числится Меленец Виктор Иванович, а руководителем — Кийко Максим Николаевич. Представительница ДНР продала им фермерское хозяйство, не пробыв владелицей и недели.
Мошенники, отбирающие у людей квартиры, в случае удачи оформляют владельцами членов своих банд. Но ненадолго, поскольку их схемы и методы небезупречны и любой более-менее грамотный следователь, прокурор, судья быстро раскусят, с чем имеют дело. А чтобы этого не случилось, квартиру быстро перепродают следующему «своему» члену банды. И эта сделка оформляется по всем правилам. Второй владелец для любого суда — добросовестный приобретатель, который в ответ на любые претензии сделает круглые глаза и скажет, что купил жилье абсолютно законно. И если уж отобрать у него покупку, то пусть хотя бы деньги вернут.
По такой же схеме заказчики захвата быстро меняли владельцев фермерского хозяйства. Если первая владелица получила его, прямо скажем, незаконным путем, то следующий учредитель может рассказывать, что уж он-то купил предприятие абсолютно законно. Он даже все справки и договоры покажет.
Поскольку разговор пошел о захвате, то нелишне будет упомянуть и о второй стороне — фермере Александре Строгом, у которого рейдеры отбирали его фермерское хозяйство, поскольку недовольных его стилем ведения бизнеса хватает. За последние несколько лет количество заявлений, написанных в правоохранительные органы, в которых так или иначе фигурирует фермер Александр Строгий, исчисляется сотнями. Жители Змиевского района неоднократно жаловались на то, что фермер Строгий засевает их земли без их разрешения — размеры захваченных участков составляют десятки гектаров. Некоторые просили управы на фермера, убирающего выращенный ими урожай. Такие «земельные войны» велись не только с гражданами, но и с другими сельхозпредприятиями. Например, руководители государственного предприятия «Благодатное» неоднократно заявляли, что фермер Строгий без их ведома и согласия засевает и обрабатывает их поля, начиная с 2008 года. С аналогичными заявлениями обращался руководитель фермерского хозяйства «Гениевское» Иван Литвиненко. Людмила Фабрис заявляла, что фермер Строгий незаконно захватил ее магазин. А Виталий Капустин заявлял, что фермер Строгий его избил. Или, например, в заявлении ООО «Мансадур Семанс» было указано, что это предприятие арендовало землю у фермера Строгого, на которой они посеяли и вырастили подсолнечник, а фермер Строгий убрал их урожай. В райотдел обращалась и областная госинспекция по контролю за использованием и охраной земель, которая выявляла нарушения правил пользования землей фермером Строгим. Фермером Строгим занимались и УБЭП, и УСБУ. Но дела ничем не заканчивались — фермер Строгий оказывался недосягаемым для правоохранителей, что наводит на мысль о высоких покровителях.
Как будет идти следствие по делу о захвате элеватора фермера Строгого — говорить рано. Пока что известно, что задержаны 22 человека — со слов начальника следственного управления ГУ НПУ в Харьковской области Сергея Чижа. В то же время национальной полиции Украины Сергей Князев сообщил о приблизительно полусотне задержанных. И тут возникает вопрос, кому из них верить. А если начальнику НПУ, то куда делись три десятка задержанных?
Но это только одна сторона арифметики рейдерства. Есть и вторая — у Олега Ширяева нет под рукой полусотни бойцов. А значит, ему кто-то прислал своих, дабы усилить группу захватчиков. Не тот ли это заказчик, ради которого так старались рейдеры? А если действительно он, то чем таким он занимается, что ему требуются вооруженные люди, готовые на любой криминал?
Источник: Аргумент